?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Обладателям "calculating spirit" - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Обладателям "calculating spirit"
15. Проект “установка счетчиков тепла”

Первый и необходимый шаг к переводу любых человеческих отношений на рыночную основу - установление мер и весов. Элементарным актом рынка является обмен. Рынок устойчив, если это обмен эквивалентный. Если кто-то покупателя обмеривает и обвешивает, а покупатель обсчитывает продавца, то это - отклонения, они рынку вредят.

Понятно, что для нормального (“цивилизованного”) рынка требуется создание и поддержание большой и дорогостоящей системы измерений с ее постоянной метрологической инспекцией. Это - часть технологической базы сферы распределения. Нужна даже особая духовная культура, которая и возникла вместе с современным капитализмом и которую М.Вебер назвал “дух расчетливости” (calculating spirit).
Разумеется, совместная деятельность и общежитие людей могут быть организованы и без купли-продажи и эквивалентного обмена - эти институты вообще возникли очень недавно. Существуют разные способы предоставления друг другу и материальных ценностей, и труда (дарение, услуга, предоставление в пользование, совместная работа, прямой продуктообмен и т.д.). Существуют и типы хозяйства, причем весьма сложно организованного, при которых ценности и усилия складываются, а не обмениваются - так, что все участники пользуются созданным сообща целым.

К такому типу относится семейное хозяйство, которое даже в самых рыночных США составляет около 1/3 всей хозяйственной деятельности в стране. Этот тип хозяйства экономически исключительно эффективен (при достижении определенного класса целей) - замена его рыночными отношениями невозможна, т.к. оказывается, что ни у одного члена семьи не хватило бы денег расплатиться по рыночным ценам с другими членами семьи за их вклад. Это показали расчеты американских экономистов, проведенные в 70-е годы.

К этому же типу хозяйства относилось и советское плановое хозяйство. Именно сложение ресурсов без их купли-продажи позволило СССР после колоссальных разрушений 1941-1945 гг. очень быстро восстановить хозяйство. В 1948 г. СССР превзошел довоенный уровень промышленного производства - можно ли это представить себе в нынешней рыночной системе РФ? В послевоенные годы, во время массового городского строительства, в СССР решили отказаться от индивидуального учета потребления ряда услуг ЖКХ (за исключением электричества) – в квартирах, например, были сняты имевшиеся ранее газовые счетчики. Это резко удешевило всю систему и вовсе не породило расточительства, которое вполне эффективно ограничивалось культурными средствами[1].

Многие виды деятельности переводят на нерыночные принципы и современные капиталистические страны, получая экономию за счет отказа от дорогостоящего учета в сфере распределения. Это в значительной мере характерно именно для теплоснабжения.

Реформу в России можно рассматривать как попытку заменить сложившиеся исторически способы соединения ресурсов и усилий рыночными отношениями обмена посредством купли-продажи. В частности, с 1992 г. западные кредиторы требуют от РФ сломать такое наследие советской системы, как сращивание коммунальных служб с промышленными предприятиями. Как выразился их ведущий эксперт Р.Роуз, “это - следствие патологии нерыночной системы”. Назвать что-то непохожее на Запад “патологией” - просто ругательство, оно ничего не объясняет и лишь показывает невежество эксперта.

Другой эксперт, Ж. Ле Кашо (ОЭСР) пишет: “Строго говоря, с микроэкономической точки зрения очевидно, что вовлечение предприятия, производящего товары и услуги для рынка, в производство и предоставление социальных благ для своих рабочих, противоречит принципам специализации и разделения труда. Хотя такая практика может давать некоторую экономию на административных расходах и других трансакционных издержках, она скорее всего ведет к производственной неэффективности и повышению себестоимости, если сравнивать с производством этих социальных благ специализированными государственными или частными фирмами”.

Этот эксперт делает свой вывод, исходя из “гипотетической ситуации” и веры в “разделение труда”. На деле же эффективность любых предприятий, использующих “общинные” механизмы (неважно, идет ли речь о японской промышленной корпорации, хлопковой плантации с неграми-рабами в США или советской фабрике), определяется сильными кооперативными (синергическими) взаимодействиями, которые могут многократно перекрывать выгоды “разделения труда”. На деле “сращивание производства с бытом” всегда дает очень большую экономию, и производствен­ники это хорошо знают. Показали это и попытки оторвать коммунальные службы от градо­образую­щих предприятий, передать эти службы местным властям, которые для этого создали специализи­рованные фирмы.

И нет никакой необходимости представлять “гипотетическую ситуацию” - в России проведено много натурных экспериментов над людьми. Вот конкретные данные из доклада отраслевого профсоюза: текстильное предприятие АО “Фатекс” в г. Фатеж Курской области имело жилой фонд 64 дома. В 1996 г. расходы на его содержание составили для предприятия 7 млрд. руб. (т.е. нынешних 7 млн.). В сентябре 1996 г. Городской комитет по управлению имущест­вом потребовал от предприятия передать жилой фонд в муниципальную собственность. При этом за обслуживание жилья работников предприятия “муниципальная специализированная фирма” потребовала с АО “Фатекс” плату 26 млрд. руб. ежегодно (после 1998 г. – 26 млн. руб.). Почти в четыре раза больше, чем была себестоимость для “неэффективной и патологической” собственной службы предприятия. В другом похожем случае, во Владивостоке, “муниципальная фирма”, забрав у предприятия коммунальные службы и переведя теплоснабжение на рыночную основу, просто заморозила два жилых района.

Советский строй породил тип промышленного предприятия, в котором производство было неразрывно (и незаметно!) переплетено с поддержанием важнейших условий жизни работников, членов их семей и вообще “города”[2]. Это переплетение, идущее от традиции общинной жизни, настолько прочно вошло в коллективную память и массовое сознание, что казалось естественным. Оно стало важной общей чертой всех институциональных матриц России. Его и стали сразу же искоренять реформаторы под присмотром западных экспертов.

Наблюдение за попытками разорвать это переплетение, отделить производство от создания условий жизни позволило увидеть важную вещь, о которой мы не думали при советском строе (и о которой не думают люди Запада при их капитализме). Соединение, кооперация производства с “жизнью” является источником очень большой и не вполне объяснимой экономии. Отопление бросовым теплом, отходящим при производстве электричества на теплоцентрали – один из примеров.

Почему же мы этого не видели? Потому, что из политэкономии (и в версии Адама Смита, и в версии Маркса), возникшей как наука о рыночном хозяйстве, основанном на обмене, мы заучили, что специализация и разделение - источник эффективности. Это разумное умозаключение приобрело, к огромному нашему несчастью, характер идеологической догмы, и мы почти забыли о диалектике этой проблемы. А именно: соединение и кооперация - также источник эффективности. Какая комбинация наиболее выгодна, зависит от всей совокупности конкретных условий. В условиях России именно соединение и сотрудничество оказались принципиально эффективнее, нежели обмен и конкуренция.

В РФ, напротив, систему теплоснабжения, изначально созданную как коммунальная с устранением необходимости измерять каждый элементарный акт купли-продажи тепла, пытаются перестроить в рыночную. Объявлено о намерении воплотить в жизнь большую программу перестройки всей системы распределения тепла. Началось движение за установку в квартирах счетчиков тепла, что само по себе означало бы крупномасштабное техническое переоборудование имеющейся системы. Каждый может оглядеть свою квартиру и прикинуть, сколько труб надо будет разрезать, сколько счетчиков поставить - и как инспектор будет шарить с фонариком по всем закоулкам.

Переход к индивидуальному учету потребляемого тепла – один из ключевых пунктов программы всей рыночной реформы ЖКХ. Вот сообщение из Госстроя: “Департамент правительственной информации сообщает, что Госстрой России удовлетворен опытом применения систем поквартирного отопления. В ряде городов России построены жилые здания с поквартирными системами теплоснабжения - индивидуальными теплогенераторами на природном газе. Предусматривается внедрение поквартирных систем отопления со счетчиком тепла в каждой квартире. По данным Госстроя, поквартирная система отопления снимает многие проблемы деятельности предприятий ЖКХ” (АБН. 09.01.2003).

А вот информация о позиции правительства в целом. 23.01.2003 Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг" сообщил о заседании правительства, на котором М.Касьянов указал на “необходимость активнее внедрять счетчики расхода тепла и воды. Как считает премьер, последний шаг способствовал бы большей точности расчетов за соответствующие услуги ЖКХ. В течение двух месяцев соответствующие ведомства должны представить свои предложения по поручению премьера”.

При этом власть (и “либеральная оппозиция”) прикрывают это решение нелепыми спектаклями - установка счетчиков, якобы, сократит потери энергии и денег. Вот, например, сообщение из Томской области: “Губернатор В.Кресс в традиционном ежегодном послании Государственной думе Томской области [2002 г.] объявил о начале крупномасштабной программы Народный счетчик” - установки счетчиков потребления тепла во все жилые дома Томска.

“Поставьте в своих квартирах счетчики - сказал В.Кресс. - Я на собственном опыте убедился, что за тепло мне выставляют счет в 2 раза больше, чем я его потребил на самом деле. Фактическое потребление горячей и холодной воды по счетчику получается в 1,5-2 раза ниже, чем по нормативу”[3].

Во сколько обойдется установка счетчиков тепла во всех квартирах РФ? В Томске на это пока что выделили 165 млн. руб. Это - смехотворная сумма. Реально операция по монтажу счетчика на одну трубу будет стоить никак не меньше 200 долл. Так что установка “народных счетчиков” только для горячей воды для страны обойдется в миллиард долларов. О счетчиках тепла и речи нет, тем более что тепло в квартиры подводится по нескольким стоякам. Не может быть речи даже о том, чтобы снабдить такими счетчиками многоквартирные жилые дома, а не то что отдельные квартиры[4]. Но мы говорим даже не об этом, а о мышлении губернатора и правительства.

Даже если признать, что счетчик полезен, его установка означает улучшение в сфере распределения, она никак не влияет на сферу производства и транспорта тепла. Счетчик, установленный в квартире, никоим образом не укрепляет изношенную трубу или насос в котельной. Губернатор В.Кресс сказал несуразицу, которую вряд ли смог бы объяснить, если бы был возможен диалог с ним. Речь ведь идет о том, что горячая вода вытекает из прохудившихся труб где-то вне дома, и при нынешней уравнительной системе оплаты ущерб от этих потерь раскладывается на всех граждан поровну (хотя и собранных таким образом денег не хватает для ремонта труб).

При помощи счетчика губернатор В.Кресс убедился, что он якобы имеет право не платить городу половину от того, что платит сегодня. Оказывается, не вся горячая вода, за которую он платил, доходила до его квартиры! Он призывает и других граждан в этом убедиться - и не платить за тепло даже ту плату, что с них требует “Томскэнерго”. Да здравствуют права покупателя! Каков будет результат если граждане последуют не здравому смыслу, а призывам губернатора?

Результат очевиден заранее. Предприятие “Томскэнерго”, которое и сегодня не может справиться с ситуацией и не имеет денег на ремонт, получив по счетчикам только половину нынешней суммы, вообще перестанет существовать. Оно будет объявлено банкротом и ликвидировано (возможно, в январе). И В.Кресс с его сэкономленными 50 рублями останется зимой в нетопленой квартире. Он не хочет оплачивать работу изношенной системы, которая по пути к его квартире теряет часть горячей воды, - а другой, неизношенной системы нынешняя власть создать не в состоянии. Не тот тип хозяйства! И на месте предприятия “Томскэнерго”, которое уничтожит губернатор и его последователи своими счетчиками, никакого другого предприятия с новенькими трубами не появится!

Каково положение дел, видно по сообщению из Архангельска (март 2003 г.): “В минувшие выходные дни потери горячей воды в сетях Архангельска выросли на 150 тонн и достигли почти 400 тонн в час. Вероятно, как сообщили в “Архэнерго”, это связано с тем, что изношенные трубопроводы не выдерживают высокой температуры и на них образуются многочисленные свищи”.

Это - сфера производства и транспорта, и здесь всем ясно, что надо делать - надо заменять трубы. Что произойдет, если внимание власти будет переключено на установку счетчиков, то есть на сферу распределения, на “рыночную” часть системы? Люди потратятся на счетчики, а потом, тыкая в них пальцем, откажутся платить “Архэнерго” за вытекшую из худых труб воду, в результате чего “Архэнерго” тоже будет объявлена банкротом, будут уволены и те ремонтники, что сегодня устраняют аварии, и катастрофа резко приблизится.

Дело не в том, что этого “недопонял” губернатор Кресс – это сознательная установка правительства! По сообщениям СМИ, на коллегии Госстроя в Чебоксарах глава Госстроя РФ Н.Кошман заявил: “Жители должны платить только за то, что получают, а если теплосеть должна нести тепло, то это ее ответственность" (РИА "Новости" – Приволжье, 3 апреля 2003). Витиевато, но понятно. Государство отказывается приводить в порядок теплоснабжение как целое, как систему, но и жителям предлагается не поддерживать это целое, а платить только за полученный продукт, для чего и будут установлены счетчики (стоимость которых, кстати, сравнима со стоимостью ремонта труб – всего на порядок меньше). Съев желуди, не думай о дубе!

Чтобы не видеть этих простых вещей, надо иметь особое мышление. В том-то и трагедия, что это мышление овладело довольно широкой прослойкой нашей либеральной интеллигенции. Вот срочная программа, которую 15 января 2003 г. обнародовал наш “рыночный интеллектуал” Г.Явлинский: “Единственный выход из положения - немедленное начало реальных структурных реформ в ЖКХ. Ключевыми мероприятиями реформ должны стать: освобождение от налогов частных предприятий, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилого фонда и инженерных коммуникаций; снижение на 50% тарифов на коммунальные услуги для товариществ собственников жилья и других форм коллективного домовладения; снижение на 3 года на 75% тарифов на коммунальные услуги для граждан, установивших счетчики”.

Какой отход от здравого смысла! Налоги, тарифы, кондоминиумы... Как будто, если снизить тарифы тем, кто установит счетчики, свищи в теплотрассах Архангельска зарастут сами собой.

И вот, как результат “мотивации и экономического стимулирования” со стороны правительства, техническая мысль и производственные планы российской промышленности направлены не на улучшение труб, котлов и насосов, а на конструирование и производство счетчиков. В Концепции сказано: “В последние 5-6 лет в России наблюдается большой интерес к разработке, производству и установке приборов учета. За этот период внесено в Госреестр средств измерений свыше 200 наименований теплосчетчиков и счетчиков горячей воды и пара для систем теплоснабжения и налажен их выпуск”.

Свыше 200 наименований счетчиков! Наконец-то удалось хоть где-то создать конкурентную среду. Кстати, как раз выпуск технических средств для производства и транспорта тепла, в отличие от выпуска технических средств для сферы распределения, в ходе реформы парализовано. Вот динамика выпуска главных механизмов и материалов, которые применяются в производственной части теплоснабжения (труб, котлов и турбин):



Рис. 2. Производство в РСФСР и РФ паровых котлов производительностью свыше 10 т пара/час, тыс. т пара/час

Рис. 3. Производство турбин в РСФСР и РФ, млн. кВт



Обязательную установку счетчиков тепла уже ввели и в строительные нормы. Главный инженер проекта реконструкции теплоснабжения г. Улан-Удэ Г. Палехин сказал в интервью: “По нормам строительства теперь предписано в каждую квартиру ставить теплосчетчики. Общий стояк проходит по лестничной клетке. От него в каждую квартиру идет отпайка по отоплению. На эти системы устанавливаются счетчики и саморегуляторы. Хозяин квартиры волен решать: нужно ему тепло и в каком объеме. В этом случае повышение тарифов будет меньшей грозой для населения” ("Городская газета", 26.03.03).

Здесь сказано, в чем главный смысл этой кампании. Сейчас решение выбросить человека из жизни, прекратив поставлять ему тепло, вынуждены принимать власти, насильственно отрезая и заваривая трубы отопления у тех, кто не в состоянии оплатить тепло. Если же человеку поставят счетчик, то это решение будет переложено на него. Не можешь платить – убавляй сам количество потребленного тепла согласно своей платежеспособности, ты теперь можешь это делать. Так в английских газетах зимой то и дело мелькают сообщения, что в квартире при исправном отоплении замерзла чета пенсионеров – у них не только счетчик перед носом тикает, но и газ подается только когда бросаешь монету. А у этих или монеты кончились, или слишком экономными оказались. Но зато “повышение тарифов было для них меньшей грозой”.

В нашем рассуждении о программе “Счетчик” и перекачке средств из сферы производства в сферу распределения мы исходили из того, что счетчик тепла - действительно полезный инструмент, чтобы “отмерить, рассчитать и взвесить” то тепло, которое излучила данная конкретная батарея в комнатку Ивана Петровича Сидорова. Но ведь и это не так!

Разработчики Концепции предупреждают: “Фактическая погрешность теплосчетчиков очень высока. Это определяется как объективным фактором - плохим качеством сетевой воды, из-за чего стендовую поверку с первого раза проходит только 10-20% подготовленных к поверке теплосчетчиков, так и большим набором методов сознательного изменения показаний (замена уплотнительных фланцевых прокладок; электромагнитное воздействие; вмешательство в электронную схему и т.д.)”.

Неужели Явлинский надеется, что сын или внук Ивана Петровича Сидорова, студент Вася Сидоров, не сможет оказать нужного электромагнитного воздействия на счетчик, который власти заставят установить в квартирах?

И даже это – не главное. Дело не в плохой воде или уплотнительных фланцевых прокладках. В приложении к реально существующим в РФ гидравлическим системам теплоснабжения несостоятельна сама метрологическая концепция этих счетчиков, копирующих западные модели. Вот выдержка из статьи специалиста-метролога А.Е.Каханкова (О ГОСТе 51649 - 2000 "Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения"). Не вдаваясь в тонкости термодинамики и теплотехники, приведем главный вывод:

“Документ настолько недоработанный, что уже в первом разделе "Область применения" сказано: "Требования безопасности, изложенные в п.5.5 и разделе 6 настоящего стандарта являются обязательными, остальные требования настоящего стандарта - рекомендуемые".

В том же первом разделе указано, что "Настоящий стандарт распространяется на теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения, предназначенные для измерения количества теплоты в водяных системах теплоснабжения”. При этом скромно умалчивается о принципиальном отличии закрытых независимых систем теплоснабжения от открытых зависимых и соответственно о принципиальном отличии теплосчетчиков для открытых и закрытых систем - хотя основной причиной дискуссий по терминологическим, алгоритмическим и метрологическим вопросам является именно повсеместное наличие в России открытых зависимых систем теплоснабжения…

Необходимо четко представлять, что в существующих системах теплоснабжения практически невозможно выделить теплообменный контур, в котором происходит теплообмен излучением, конвекцией и теплопроводностью без отбора теплоносителя и само количество теплоты не может быть измерено в выделенном контуре”.

Представьте: теплообменный контур, в котором происходит отбор тепла потребителем, невозможно выделить, а в том контуре, который можно выделить, само количество теплоты не может быть измерено. И такой прибор, показания которого даже Госстандарт стесняется признать обязательными, правительство призывает установить, за очень большие деньги, в каждой квартире. И интеллигентные люди кивают, поддерживают… Какой регресс в строгости мышления!

И составители Доклада, и разработчики Концепции буквально разрываются между знанием реального состояния дел в теплоснабжении и желанием соответствовать “генеральной линии партии реформ”. Вот, в одном абзаце Концепции сказано: “Бесспорно, счетчики необходимо устанавливать, но на дом в целом, потому что обеспечить измерение тепловой энергии, затрачиваемой на отопление каждой квартиры, практически нереально. Для этого потребуются очень большие инвестиции, которые экономически не будут оправданы, а только приведут к росту тарифов на отопление”.

Понимают, что “практически нереально”, да и невыгодно. Но, несколько ниже - гимн “рынку тепла”: “В соответствии с Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”, введенного в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 г. № 4872-1 с 1 июня 1993 г., должно быть обеспечено измерение количества продаваемых (отчуждаемых) товаров (в частности тепловой энергии и горячей воды), то есть у потребителя должны быть установлены счетчики тепловой энергии и теплоносителей, удовлетворяющие требованиям Госстандарта РФ. При этом потребители тепловой энергии будут заинтересованы в установке и бесперебойной работе таких счетчиков, потому что по их показаниям будет оплачиваться финансовый счет за тепловую энергию и горячую воду”.

И здравый смысл, и логика тут отсутствуют - официальная позиция на этой странице берет над ними верх. Почему же если “по показаниям счетчиков будет оплачиваться финансовый счет за тепловую энергию и горячую воду”, то “потребители тепловой энергии будут заинтересованы в установке и бесперебойной работе таких счетчиков”? Читаешь, и думаешь: может быть, тут где-то пропущена отрицательная частица “не”? Не будут заинтересованы? Разве так уж всегда люди заинтересованы в том, чтобы “оплатить финансовый счет”? Почему же ломают счетчики в Казахстане, где их поставили раньше, чем в РФ? И почему в РФ при первых же шагах по установке счетчиков наблюдаются “электромагнитное воздействие, вмешательство в электронную схему и т.д.”?

А главное, почему в одном абзаце сказано, что “обеспечить измерение тепловой энергии, затрачиваемой на отопление каждой квартиры, практически нереально”, а в другом абзаце, что “у потребителя должны быть установлены счетчики тепловой энергии и теплоносителей”? Зачем же расходовать большие деньги на то, что “практически нереально”? Нет ли тут лазейки для той самой пресловутой коррупции, о которой сокрушается и Доклад, и Концепция?

Но что же могут присоветовать эксперты, если “практически нереально”, но начальству очень хочется? В таких случаях честные эксперты делают самую безобидную вещь - несут ахинею. С одной стороны.., с другой стороны... Да, с одной стороны, специалисты понимают, что нереально, даже несмотря на Федеральный закон, введенный в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 г. № 4872-1, “обеспечить измерение количества продаваемых (отчуждаемых) товаров (в частности тепловой энергии и горячей воды)”. С другой стороны, закон суров, но это закон! Как же быть?

И с помощью хитроумной, но совершенно противоречащей логике казуистики авторы Концепции идут на подмену фундаментальной категории либеральной политэкономии. Если совсем запутать схему взаимоотношений жильцов с предприятиями теплоснабжения и ликвидировать ДЭЗы и ДЕЗы, то, глядишь, и товар перестанет быть товаром, а станет “услугой” - и не надо будет его измерять. Все будет основано на добром согласии.

Вот вам и путь выхода из кризиса, предложенный в Концепции: “Тепловая энергия является товаром. Товаром является и горячая вода, которая продается энергоснабжающей организацией потребителю... [При ликвидации ДЕЗов] тепловая энергия из товара трансформируется (переходит) в коммунальную услугу.

Во-первых, будет создана реальная конкурентная среда на рынке оказания коммунальных услуг по обеспечению теплового комфорта, потому что выбор подрядчика по оказанию этих услуг будут осуществлять жители, которые сами платят, а не чиновники муниципалитета в лице службы единого заказчика (службы муниципального заказа)”.

Составители Доклада на такие кардинальные меры не замахиваются. В сфере распределения они предлагают реалистичную компромиссную меру: “Из расценок на горячее водоснабжение должны быть выделены расценки на обогрев полотенцесушителей. Это позволит жителям отключать их для уменьшения расходов”.

И впрямь, к чему в нынешней РФ эта роскошь - сухое полотенце! Не всякому она по карману - так дайте гражданам свободу отключить полотенцесушитель!





--------------------------------------------------------------------------------

[1] Когда в конце 80-х годов стал более доступен выезд в западные страны, многие с удивлением увидели, что западный обыватель, из экономии живущий в своей квартире в полутьме, безобразно расточителен там, где ему лично не приходится платить – например, в университете.

[2] Отсюда – понятие “градообразующее предприятие”, которое было понятно каждому советскому человеку и которое очень трудно объяснить эксперту из МВФ.

[3] Губернатор к тому же явно путает счетчик горячей воды со счетчиком тепла - прибором на порядок более сложным и дорогим.

[4] В одном из рекламных проспектов фирмы, устанавливающей счетчики тепла на жилые здания, сказано, что «стоимость комплекса работ составляет от 50 до 70 тысяч рублей» (на жилой дом). В принципе, большой разницы между домом и квартирой в измерении потребленного тепла нет.
52 комментария or Оставить комментарий
Comments
From: pahmutova Date: Март, 25, 2009 21:21 (UTC) (Ссылка)
Больше всего раздражает чувство уязвимости, когда обо всех этих мерах узнаёшь.
kan_kendarat From: kan_kendarat Date: Март, 25, 2009 21:26 (UTC) (Ссылка)
В результате бедные будут платить за богатых. Те, у кого хватит денег на счетчики-сэкономят, а все убытки от свищей разбросают в виде повышения тарифов - на нищих.
From: ex_erikun Date: Март, 25, 2009 21:34 (UTC) (Ссылка)

ерунду

пишите.

полюбому за общее пользование надо платить .
контролировать щета.

тарифы для всех неизменны.
а обьемы оказанных услуг-разные.
From: ex_erikun Date: Март, 25, 2009 21:32 (UTC) (Ссылка)

не смог понять о чем все

таки написано.
а п.4 абсурден.

тепловые узлы ставят только на входе в дом теплонсителя
в квартиры такое не ставят.
цена для установки автоматического счетчика тепла( а у оного еще есть и другие важные функции ) указана достаточно низкая.

в квартиры ставятся только счетчики воды-горячей и холодной.

From: ex_erikun Date: Март, 25, 2009 21:36 (UTC) (Ссылка)

Русский вопрос -


важнейший в будущей судьбе России

Русским людям в России живется чудовищно плохо со времен «Октябрьской катастрофы» 1917 года, устроенной разноязыкой шпаной , именовавшей себя «интернационалистами» и пьяной матросней Балтийского флота , нажравшейся марафета, из любезно предоставленного кокаина жидом Парвусом....


Сегодняшняя шантрапа, присвоившая себе властные полномочия ( а по-другому-администрация территории под названием Россия ) вспоминают про необходимость уважать «коренную русскую нацию» лишь в минуты, когда им самим приходится туго;- а именно:
«Когда авантюрист и разбойник становится чиновником -то государство идет к гибели» ( Ильин И. А. «Наши задачи» т. 2 , статья « Как готовить грядущую Россию»)


Только вот государство -это инструмент нации,
и в делах государственных очень просто видно какой нации этот инструмент.


В продолжении начатой темы
темы на http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=45&newsid=8052

и здесь http://community.livejournal.com/segodnia_ru/144306.html?thread=130738


важнейший в будущей судьбе России

Русским людям в России живется чудовищно плохо со времен «Октябрьской катастрофы» 1917 года, устроенной разноязыкой шпаной , именовавшей себя «интернационалистами» и пьяной матросней Балтийского флота , нажравшейся марафета, из любезно предоставленного кокаина жидом Парвусом....


Сегодняшняя шантрапа, присвоившая себе властные полномочия ( а по-другому-администрация территории под названием Россия ) вспоминают про необходимость уважать «коренную русскую нацию» лишь в минуты, когда им самим приходится туго;- а именно:
«Когда авантюрист и разбойник становится чиновником -то государство идет к гибели» ( Ильин И. А. «Наши задачи» т. 2 , статья « Как готовить грядущую Россию»)


Только вот государство -это инструмент нации,
и в делах государственных очень просто видно какой нации этот инструмент.


В продолжении начатой темы
темы на http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=45&newsid=8052

и здесь http://community.livejournal.com/segodnia_ru/144306.html?thread=130738

(Удалённый комментарий)
wyhuholl From: wyhuholl Date: Март, 25, 2009 22:10 (UTC) (Ссылка)
Согласился бы, но в "свищи" не верю, из двух соображений, первое из которых - хреновое, но высшее образование по факультету Водоснабжение и Водоотведение МГСУ, а второе - "все вместе" мы можем выдержать ихние "свищи", но порознь мы можем объединиться разово, не под потерпеть, а под настоятельную просьбу эти "свищи" заткнуть совсем. Труба не может травить "слегка", она либо есть, либо ее нет, зато налево и списать на "усушку" или "свищи"...
Фактически Вы говорите о том, что не имея возможности распоряжаться всем, монополист не выживет. В подворотне подошли и спросили "купи кирпич" - разорение лавочки - это последствия отказа от сделки, угроза. Если рассмотреть задачу подсчета тепла, как технически реализуемую, то крах энергосистемы - это кирпич, прилетевший в лицо в ответ на отказ его купить....
expert_sg From: expert_sg Date: Март, 26, 2009 08:38 (UTC) (Ссылка)

Вот что пишут в Одессе "властители дум", демократы перв

Леонид ШТЕКЕЛЬ


Ответ на некоторые замечания Политического обозревателя «Таймера» Александра Васильева


С огромным интересом я прочитал ответ на свою статью Александра Васильева. Без сомнения приятно иметь столь подготовленного оппонента, особенно учитывая нашу провинциальную обыденность. Александр Васильев очень четко определили круг наших политико-экономических расхождений, и я сейчас буду говорить только об этом, не касаясь чисто политических вопросов, где все гораздо сложнее.


Впервые слова о феодальном устройстве современной Украины я услышал от редактора израильской русскоязычной газеты, который в телефонном споре со мной бросил эту реплику, как само собой разумеющуюся. Это было еще во времена Кучмы, и я был вынужден, увы, проглотить обиду - мой собеседник был прав.


Вынужден также согласиться и с высказыванием Александра Васильева о «магнатах». Мой оппонент нашел очень точное определение для нынешних наших олигархов. Польско-украинский термин гораздо ближе нашей ситуации, чем громкое, но мало понятное - «феодал». Но вот дальше, наши пути расходятся.


Сначала несколько слов об эффективности государственной собственности.


Я прекрасно понимаю ситуацию с тем же городом Южный и роль, которую там играет Припортовый завод. И я знаю, что приватизация, по большому счету, это трагедия для города. Но давайте попробуем взглянуть на эту проблему с другой стороны.


В странах Запада, прежде всего, во Франции, существует большая прослойка государственной собственности. Однако каким образом оформлено управление этой собственностью? Почти повсеместно это акционерные предприятия, где Правительство Франции владеет большим или даже контрольным пакетом акций, и, соответственно, назначает менеджмент и контролирует Правление этих корпораций. Однако при этом все остальные факторы работы предприятия оцениваются исходя из чисто рыночных механизмов: прибыль, рентабельность, эффективность управления. Все эти параметры открыто оцениваются при листинге акций на бирже, и даже намек невозможен на то, что кто-то из правительства Франции будет покрывать руководителей подобных корпораций. Фактически эти частные корпорации с государственным капиталом.




expert_sg From: expert_sg Date: Март, 26, 2009 08:39 (UTC) (Ссылка)

Re: Вот что пишут в Одессе "властители дум", демократы пе

Иногда эти корпорации эффективны, иногда не очень. Но в любом случае в них работают не чиновники, а топ менеджеры. Их назначения и увольнения связаны не с особыми знакомствами с начальниками правительственных управлений, а с их успехами по руководству рыночными предприятиями.


У меня возник спор после прямого эфира «Линия Фронта» с Михаилом Леонтьевым. Он ссылался именно на опыт французских корпораций с государственным капиталом, как на пример, для российских государственных корпораций. Кстати, эти монстры, гораздо более рыночно организованы, чем наши госпредприятия - они пусть и плохо, но хоть как-то проходят реальный листинг. Однако и данный пример Михаила Леонтьева неудачен. Мы все прекрасно понимаем, что руководство корпораций назначается не потому, что они имеют некие рыночные успехи, а из-за близости к кремлевским элитам. А для рынка это смерть. И потому эти корпорации всегда будут убыточны, так как их руководство будет их «доить»: руководство интересует личный финансовый интерес, а не рыночный успех предприятия.


С нашими госпредприятиями все еще хуже. У них вообще отсутствует система реальной оценки эффективности. Их акции никто реально не покупает и не продает, нет их цены, независимый листинг у нас никто не проводит и так далее. До определенного момента на все это можно было закрывать глаза. Но данный финансовый кризис поставил точки над «i». Наш глава обладминистрации как то заявил пару месяцев тому назад, что Припортовый продает свою продукцию чуть ли не на уровне себестоимости. Вот это - самая жуткая перспектива для нашей страны.


Пока уровень зарплат был сравнительно невелик, все издержки на воровство топ персонала и взятки чиновникам покрывались общей эффективностью производства. Однако эти времена давно прошли. Сейчас можно зарабатывать даже на самом масштабном производстве не гривны, а копейки. А это значит, что воровать - нельзя, продукция будет слишком дорогой и ее никто не купит. Проблема не в справедливости или в ее отсутствии - украинское руководство не способно работать с низкой рентабельностью, с высокой конкуренцией и т.д. Если сейчас передать собственность в руки государственных органов, т.е. произвести национализацию, то последствия будут хуже, чем во времена военного коммунизма - полный паралич всего. Ибо того зазора цен и зарплат, который возник после массовой разорения населения Украины, осуществленное господами Кравчуком и Кучмой, теперь нет. Став государственными, эти корпорации и арматуру в Китай не продадут - слишком она дорогая будет.

From: simply_fire Date: Март, 26, 2009 08:50 (UTC) (Ссылка)
Думается, при любом общественно-политическом строе есть смысл вести достаточно глубокий и широкий учет ресурсов. Особенно, когда речь идет о ресурсах не возобновляемых, добываемых хищническим, опасным и вредным для природы путем.
В Штатах объявился свой яркий коммунист - Жак Фреско - так он, ратуя за отказ от денег и бесплатное распределение всего, в том числе и ресурсов, в то же время, основывает свое видение будущего на технологиях, развитии наук и учете (как же эффективно распределять без учета?).
Плохо ли то, что система ЖКХ России является даже более воровской, нежели система власти? Конечно, плохо, однако, это не повод отказываться от разумных технологических решений, которые случаются в любых, даже самых отсталых системах.
Любой, даже самый прогрессивный строй не застрахован от глупости в том числе и самых высоких представителей исполнительной власти. Так нынешние недоумки предлагали врезать теплосчетчики в старые дома с незамкнутыми контурами отопления и нерегулируемыми радиаторами, а в советское время была и "кукурузация" всего сельского хозяйства, и культ личности, и несменяемость вождей, и отказ от власти Советов в пользу властной вертикали и прочее.
otto_valborg From: otto_valborg Date: Март, 26, 2009 09:58 (UTC) (Ссылка)
Согласен с общим вектором статьи - всё для всех посчитать невозможно, да и не нужно.

Считаю, что на современном уровне развития технологий уже можно и нужно внедрять в некотором смысле коммунистические методы распределения. Такие элементарные вещи для современной цивилизации как тепло-, водо-, электро- и прочие "снабжения" должны предоставляться каждому по мере потребности. Учёт - обобщённый. Оплата? Да не надо за это платить. Государству (а государство - это мы (расшаркиваюсь перед всем известным королём и прошу pardon'у за незначительную корректировку его высказывания)) вполне по силам нести эти расходы.

И вообще, считаю унизительной для современного человека необходимость думать о жилье, пропитании и прочих элементарных потребностях.

Нужны новые подходы. В том числе и к производству и распределению элементарных, но фундаментальных (я бы даже сказал имманентных) благ, обеспечивающих если не комфортную, то хотя бы более-менее сносную жизнь современного человека.
igara From: igara Date: Март, 26, 2009 11:18 (UTC) (Ссылка)
"И вообще, считаю унизительной для современного человека необходимость думать о жилье, пропитании и прочих элементарных потребностях."

:))))
А что именно в этом унизительного? И что для вас возвыситильно? Вот так не думая о элементарных потребностях, витая в эмпиреях потеряли страну.
Чтобы что-то работало, процесс шёл, о нём постоянно надо думать и следить.

Вы гуманитарий?
igara From: igara Date: Март, 26, 2009 10:56 (UTC) (Ссылка)
Не совсем согласен. Проблему ЖКХ конечно надо решать комплексно, а не только установкой счётчиков, но счётчики нужны!
Кто мешает именно теплоснабжающей организации заниматься установкой счётчиков? А на вырученные деньги они могут заменить трубы. Если не устанавливать счётчики, то не возможно простимулировать ЖКХ отвечать за потери. У нас через микрорайон (Восточная Сибирь) проходит теплотрасса в земле, снега над ней всю зиму нет – тает. При этом, сколько именно тепла потребляется жителями, а сколько теряется никто не знает и ответственности не несёт. Если не хватит денег со счётчиков можно и тарифы приподнять, для благого дела все поймут.

В начале 2000-х похожая ситуация была в Иркутскэнерго: предприятие вырабатывало 100% энергии, а по счётчикам потребителей получалось около 50%, т.е. примерно 50% где то терялось. Когда я на одной подстанции проверял правильность подключения коммерческих (расчётных) счетчиков оказалось, что из девяти – восемь подключены не правильно, и не по злому умыслу, а потому, что не знали как проверить!! Да и мало кого это интересовало, т.к. когда всё общее, чего париться?
У одних граждан видел краник с горячей водой вообще не закрывается, а починить денег якобы нет, при этом все время «под мухой». Для них кран это своего рода природный источник, гейзер, блин. Как с такими без счётчиков бороться? Они ведь отбирают воды больше чем весь подъезд, а может и дом?

Конечно «соединение и кооперация» это хорошо, но строгий учёт должен быть. Иначе такое отношение к ресурсам и порождает «новый культурный тип».

Кстати, Вы пишите «Это резко удешевило всю систему и вовсе не породило расточительства, которое вполне эффективно ограничивалось культурными средствами[1].». Извините, Вы когда зубы чистите воду горячую отключаете?
red_starshina From: red_starshina Date: Март, 27, 2009 11:07 (UTC) (Ссылка)
"Если не устанавливать счётчики, то не возможно простимулировать ЖКХ отвечать за потери"
Это как так получается? - то есть человек назначеный заниматься Хозяством, професионал, который получает зрп именно за то что у него все впорядке в хозяйстве, еще в какой то стимуляции нуждается ? Не смешите ! Если человек не справляеться - значит он некомпетентен, значит не место ему там вовсе. Если не хватает денег на решение проблем он должен требовать их с вышестоящего руководства, и так по цепочке. Проблемы необходимо РЕШАТЬ а не избавляться от них. Нужно в первую очередь не счетчики ставить, а руководство, рай-на, города,.... ставить правильное, тем более все это укладывается в рамки закона.
За что получают зрп чиновники ? какая еще нафиг стимуляция ....

From: kaz306793 Date: Март, 27, 2009 13:13 (UTC) (Ссылка)

О счетчиках и хозяйстве в целом

«Это резко удешевило всю систему и вовсе не породило расточительства, которое вполне эффективно ограничивалось культурными средствами».

Думаю, что здесь действовала передаваемая по наследству привычка экономить. Естественная у людей из рабочих и крестьян, не из богатых слоёв населения. Если у меня бабушка, выходя из комнаты, выключала свет, то мои родители и я с детства тоже делаем так, независимо от стоимости электричества, в гостях, в гостиницах.
Возможно, когда люди стали жить состоятельнее ещё при советской власти, эта привычка у многих сошла на нет, а новых эффективных культурных средств ограничения не изобрели.
В 80-е и 90-е у нас летом руки вымыть днём было зачастую невозможно. Вода из водопровода расходовалась на полив огородов. При этом почти у всех дома есть колодец. Но это же надо на водяной насос тратиться, электричество по счетчику расходуется… Как только всех экономическими методами (разными тарифами) заставили поставить счетчики – вода в кране круглый год и 24 часа в сутки.

«…в квартирах, например, были сняты имевшиеся ранее газовые счетчики».

У нас частные дома отапливаются газовыми котлами. Частая картина, виденная раньше в гостях: работающий на полную мощность котел и распахнутые настежь окна. Или горелка газовой плиты горящая весь день.
У меня есть надежда, что именно счетчики приучат людей считать все ресурсы ценными, а не даровыми и считаться с интересами других людей. А там, лет через 40, возможно, счетчики опять можно будет отменить.
МЕРУ НАДО ЗНАТЬ: где-то ставить счетчики, где-то – нет. На производство самих счетчиков тоже ресурсы тратятся.

А вот то, что сломали «сращивание коммунальных служб с промышленными предприятиями» (и не только с ними и не только коммунальных служб), это явно плохо для общества в целом. Это видно в нашей станице: когда был колхоз, то дом культуры, школа и детские сады горя не знали. Было здорово, когда колхозные специалисты попутно что-то делали для них. Не было необходимости содержать отдельных специалистов.

«Вовлечение предприятия, производящего товары и услуги для рынка, в производство и предоставление социальных благ для своих рабочих, противоречит принципам специализации и разделения труда (Ж. Ле Кашо)».

Плевать на импортные принципы, пусть у себя живут как хотят. А здесь – наша страна.
При этом счетчики «вовлечению предприятия» вовсе не мешают.


igara From: igara Date: Март, 28, 2009 04:03 (UTC) (Ссылка)

Re: О счетчиках и хозяйстве в целом

«Или горелка газовой плиты горящая весь день» это они спички экономят!!!

«А вот то, что сломали «сращивание коммунальных служб с промышленными предприятиями» (и не только с ними и не только коммунальных служб), это явно плохо для общества в целом»
Книжку недавно читал середины 80-х «Система ППР оборудования и сетей», так вот, в 90-е планировалось создание специальной ремонтной отрасли. Слияние различных ремонтных и наладочных предприятий. Т.е. не как в конце союза было, да и сейчас есть – в одном городе у каждого маленького предприятия свой сантехник, свой электрик, свои службы и т.д., а объединение всех их в одну организацию. Преимуществ – море. Это и сосредоточение профессионалов, специалистов в одном месте, что резко повышает уровень службы. И освобождение предприятия от непрофильной деятельности и сосредоточение на основной. Для такого централизованного предприятия можно иметь собственные мощности по производству запчастей, оборудования, оснастки (экономию трудно даже оценить, но любому понятно, что починить оборудование проще, чем купить новое). Можно иметь собственные склады, что, учитывая высокую унифицированность серийного оборудования в нашей стране даёт огромную экономию. Повышается не только уровень работ, но и ответственность, т.к. работу выполняют не свои, а сторонняя организация. В обчем всего не перечесть.
Один конкретный пример: есть такая штука – тепловизор, с его помощью, не разбирая и даже не выводя из работы, можно «заглянуть» внутрь оборудования и увидеть в каком состоянии находятся внутренности, не греется ли где-чего? Стоит такая штука десятки тысяч $, а нужна раз в полгода. Ни одно малое предприятие потянуть такой инструмент не может, поэтому останавливает оборудование, прекращает технологический процесс, несёт убытки от недовыпуска продукции, или недоотпуска эл/энергии, простоя рабочих, вынужденно содержать большой штат ремрабочих. Централизованное предприятие потянет такой прибор в лёгкую и сможет загрузить его работой на 100%.
iskatel From: iskatel Date: Март, 29, 2009 17:51 (UTC) (Ссылка)
>>Обязательную установку счетчиков тепла уже ввели и в строительные нормы. Главный инженер проекта реконструкции теплоснабжения г. Улан-Удэ Г. Палехин сказал в интервью: “По нормам строительства теперь предписано в каждую квартиру ставить теплосчетчики. Общий стояк проходит по лестничной клетке. От него в каждую квартиру идет отпайка по отоплению. На эти системы устанавливаются счетчики и саморегуляторы. Хозяин квартиры волен решать: нужно ему тепло и в каком объеме.

Отлично !
Хватит платить олигархам втридорога.

>При помощи счетчика губернатор В.Кресс убедился, что он якобы имеет право не платить городу половину от того, что платит сегодня. Оказывается, не вся горячая вода, за которую он платил, доходила до его квартиры!

Те. мэр призвал граждан перестать платить ворюгам из Томскэнерго двойную-тройную цену за некачественные услуги.
Разве хорошо, что граждане платят олигархам втридорога ?
Компании-то давно или частные, или завуалированно-частные (часть акций).

> “В минувшие выходные дни потери горячей воды в сетях Архангельска выросли на 150 тонн и достигли почти 400 тонн в час.

И до тех пор, пока везде не будут стоять счетчики, компаниям, владеющим котельными и сетями распределения, будет выгодно и двлее так работать - потери теплоносителя просто включаются в цену.

From: dooleroll Date: Июнь, 9, 2010 23:39 (UTC) (Ссылка)
Позвольте заметить, но в монтаже зданий является важным моментом прокладка структурированных систем в новых зданиях. Обычно этому моменту уделяется огромное внимание.
52 комментария or Оставить комментарий