sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Ответ читателю о религии

Здравствуйте, Сергей Георгиевич!
> Только что прочитал Вашу книгу "Маркс против русской революции" и у меня возникло несколько вопросов следующего характера.
> Во-первых, как Вы считаете, могли ли большевики, придя к власти, не вести борьбу против религии (православия) и нужно ли было это для нормального развития социализма? Ведь причиной борьбы с православием были не только установки Маркса в отношении религии, но и реакционность оной. Вы же сами указывали, что важными частями мировоззренческой матрицы, на которой был собран имперский русский народ, является православие, государственность и общинность. Большая часть духовенства стояла на позициях государственности монархического типа и поддерживала белое движение (хотя почти никто из лидеров белого движения монархистом не был). То бишь, борясь с религией, большевики просто уничтожали оппозиционное мышление.
> Во-вторых, Вы являетесь коммунистом или нет?

> С уважением, Киселев.


Уважаемый Артур!

Вопрос «могли или не могли» не годится. Никто не ведет борьбу, если может ее не вести. Но сегодня мы обдумываем то время с нового уровня знания и опыта, и для нас важно понять, почему произошло то-то и то-то, чего в тот момент не смогли увидеть большевики (меньшевики эсеры, царь и пр.). В совокупности решений руководства большевиков я вижу ряд ошибок, которые привели к важным издержкам, трудностям в будущем и избыточным страданиям людей. Я это не ставлю им в вину, поскольку ошибки были допущены не из корыстных побуждений, не по халатности и не из лени.

Конкретно по вопросу.

1. С церковью избежать борьбы было нельзя, поскольку она была важным идеологическим и политическим институтом и ее руководство сознательно взяло курс на борьбу с советской властью.

2. Проблема в том, что борьба с церковью и борьба с религией – разные вещи. В идеале эти две вещи следовало развести. Но это не то чтобы не удалось. Напротив, конфликт с церковью, в принципе, временный, был распространен на религию, на религиозный способ осмысливать мир. Это вызвало тем более тяжелые последствия, что сама русская революция (как и все большие революции) питалась религиозным чувством. В этом смысле религиозное мышление как часть мировоззрения не являлось оппозиционным советскому.

Напротив, из-за подавления религиозной компоненты сознания советская идеология стала внутренне противоречивой и постепенно выхолащивалась, сводилась к призыву «догнать Америку по мясу и молоку». Кроме того, это привело к массовым страданиям людей, которые были глубоко привержены советскому проекту - из идеальных, религиозных побуждений. Они не стали врагами советской власти, но этот удар «подрезал им крылья». Они работали и воевали, но «замолчали». Поэтому они не смогли воспитать себе смену, и уже после войны, когда этот тип людей сошел со сцены, таких людей стало страшно не хватать – и к власти пришла «комса и фарца».

3. Даже если трудно было разделить церковь и религию в политической борьбе, средства борьбы с религией были негодными, что во многом и породило нынешний антисоветизм верующих. Решение поручить ведение этой борьбы Троцкому и его команде было ошибочным (вероятно, вынужденным, но на этот компромисс нельзя было идти). Борьба велась с демонстративными святотатствами и оскорблением чувств верующих. Я думаю, что в этом пункте влияние марксизма было существенным.

4. Я коммунист, но в партиях не состою.

С уважением

С.Г.К-М
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments