?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
О МРОТ и прожиточном минимуме. Уточним, о чем речь - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
О МРОТ и прожиточном минимуме. Уточним, о чем речь
В 1992 г. в России изменился смысл понятий и показателей, определяющих бедность. С начала 60-х годов в СССР был принят и выдерживался принцип, согласно которому минимальная заработная плата составляла не менее полутора минимальных потребительских бюджетов (этот бюджет и составлял прожиточный минимум) – так, чтобы обеспечивать воспроизводство работника и «половины» иждивенца.
В конце 80-х годов прожиточный минимум был определен в размере 100 руб. в месяц, а минимальная зарплата – в 165 руб. В 1992 г. «прожиточный минимум» был оторван от понятия минимального потребительского бюджета – он стал меньше него в 2,25 раза. Само понятие «минимальной зарплаты» потеряло свой социальный смысл – в январе 1999 г. она составляла 10,6% от прожиточного минимума и равнялась 3 долларам США в месяц. В начале 2005 г. минимальная зарплата в РФ составляла 22,9% от прожиточного минимума, а в начале 2006 года 30,2%.
В 2001 г. прожиточный минимум в среднем по РФ составлял 1500 руб. в месяц, т.е. 1,7 долл. в день, в то время как ООН считает, что для разных стран уровень нищеты находится в диапазоне 2-4 долл. в день . В результате по меркам последних советских лет в РФ ниже уровня бедности оказалось 80% населения. Как пишет директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.М. Римашевская, «проблема бедности как самостоятельная исчезает, замещаясь проблемой экономической разрухи… Бедной становится как бы страна в целом» (Н.М. Римашевская. Бедность и маргинализация населения. – СОЦИС. 2004, № 4.).
В РФ возникла уникальная категория «новых бедных» - те группы работающего населения, которые по своему образовательному уровню и квалификации, социальному статусу и демографическим характеристикам никогда ранее не были малообеспеченными.
Идет и концентрация бедности по возрастам. Вот выводы социологов 2010 года:
"С увеличением возраста уровень жизни населения падает, т.е. растет доля бедных и малообеспеченных и уменьшается доля благополучных слоев. Особенно резким является увеличение доли бедных в возрастной когорте старше 60 лет. Так, если среди россиян 51 - 60 лет бедные в 2008 г. составляли 16%, то старше 60 лет - уже 34%. Тенденция повышения доли бедных и малообеспеченных с возрастом также четко прослеживалась и в 2003 г., но скачок бедности среди пожилого населения старше 60 лет в этот период был менее явным… В 2008 - 2009 гг. наблюдалась своего рода интенсификация процесса относительного обеднения россиян с увеличением их возраста при одновременном, хотя и более медленном, чем в других возрастных u когортах, повышении уровня жизни по абсолютным показателям. Это свидетельствует о наиболее шатком положении и высоких рисках для россиян старших возрастов.
Резкое снижение уровня жизни россиян после 60 лет связано, в первую очередь, с тем, что они достигли статуса пенсионера. В этом возрасте и мужчины и женщины демонстрируют уже одинаково низкий уровень жизни - более трети из них бедны и свыше половины малообеспечены.
Таким образом, фактором, определяющим уровень жизни, является не столько возраст как таковой,
сколько факт выхода на пенсию, т.к. пенсионных выплат зачастую не хватает даже для поддержания стандарта жизни на уровне малообеспеченности. Именно поэтому в 2009 г. треть российских пенсионеров были бедны и лишь 13% из них относились к благополучным слоям, в то время как для остального населения эти показатели имели обратный характер: 10% бедны и треть благополучны" (Ю. П. ЛЕЖНИНА. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РИСК БЕДНОСТИ И МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ // СОЦИС. 2010, № 3).

Но это, конечно, не аргументы для социал-дарвинистов.
15 комментариев or Оставить комментарий
Comments
miguel_kud From: miguel_kud Date: Октябрь, 19, 2011 08:06 (UTC) (Ссылка)

Так, по мелкой некомпетентности

>В 2001 г. прожиточный минимум в среднем по РФ составлял 1500 руб. в месяц, т.е. 1,7 долл. в день, в то время как ООН считает, что для разных стран уровень нищеты находится в диапазоне 2-4 долл. в день .

В исполнении отечественных публицистов какая-то неконкретная и вездесущая ООН, высшим достижением которой стали мартовские резолюции по Ливии, стала главным авторитетом по вопросам бедности. И всякий раз - без ссылок на конкретные документы организации.

На самом же деле, авторитет в вопросе о бедности выбран неудачно. ООН - проститутская лавочка, откармливающая международную бюрократию и имеющая отрицательные стимулы для улучшения обстановки. Очень правильно пишет на эту тему небезызвестная публицистка Юлия Латынина: структуры ООН заинтересованы в том, чтобы Гаити или Палестина никогда не вышли из состояния, в котором им требуются большие гуманитарные поставки. Иначе международным чиновникам не на что кормиться будет.

Другое дело - Всемирный банк, в сферу деятельности которого входит именно борьба с бедностью (в отличие от того же МВФ с несколько другим фокусом деятельности). Поскольку деньги у него небесконечны, постоянных халявных поступлений нет. Если финансирует чью-то программу по борьбе с бедностью, то должен получить возврат кредита, т.е. позаботиться об эффективности программы. (Аналогично с кредитами МВФ - отсюда и его жёсткие условия к правительствам.)

Поэтому в вопросах борьбы с бедностью Всемирному банку можно доверять, каким-то левым подразделениям ООН - нет.

Так вот, Всемирный банк в своих отчётах оперирует несколькими уровнями бедности, например, в 1,25; 1,5; 2; 2,5, 3, 4 доллара на душу населения. Только несколько лет назад, в связи с инфляцией, стала исчезать из отчётов однодолларовая черта. Только "нижние" две черты следует отнести к крайней бедности, т.е.. по-русски, нищете. Следовательно, уровень нищеты никак не может лежать в диапазоне 2-4 доллара в день.

Мало того, эти самые доллары надо брать по партитету покупательной способности, а не по обменному курсу. Я не помню, какой был ППС в 2001 г., но вряд ли сильно ошибусь, если предположу, что 1500 рублей в месяц и составляли около или даже более 4 долларов в день по ППС.
alexandre_putt From: alexandre_putt Date: Октябрь, 19, 2011 08:59 (UTC) (Ссылка)
Тут Вы не совсем правы. ООН занимается профессиональным сбором и обсчётом статистики, в том числе по бедности, которая используется другими организациями (наверняка тем же Мировым банком). Тут скорее Кара-Мурза как обычно не смог разобраться в показателях и документах, либо вовсе их не читал (доступ к материалам ООН платный), а пользуется журналистским перепевом.

Бедность в России считается Госкомстатом. Насколько я помню, она сильно колебалась в последние 15 лет, местами достигая действительно высоких значений. Но никаких 80% и близко нет - это уже чушь.

Все эти прошлые колебания с размахом в десятки процентов указывают на то, что бедность в России не является первичной проблемой, и что эта проблема может быть решена достаточно быстро за счёт здравой экономической политики, направленной на рост общего благосостояния.
burckina_faso From: burckina_faso Date: Октябрь, 19, 2011 09:43 (UTC) (Ссылка)
Но никаких 80% и близко нет - это уже чушь.
---------------------------
Официально нет, а вот реально запросто.
miguel_kud From: miguel_kud Date: Октябрь, 19, 2011 09:46 (UTC) (Ссылка)

"Существование зелёных человечков

никак не регистрируется научными наблюдениями, но их повсеместное присутствие и определяющее влияние на земную политику сомнению не подлежит".
burckina_faso From: burckina_faso Date: Октябрь, 19, 2011 09:49 (UTC) (Ссылка)

Re: "Существование зелёных человечков

никак не регистрируется научными наблюдениями
---------------------------------
Это не вопрос регистрации, а вопрос установления реального размера прожиточного минимума. Для эксперимента рискните прожить на него. На 6 с чем-то тыс.
miguel_kud From: miguel_kud Date: Октябрь, 19, 2011 09:58 (UTC) (Ссылка)

Нет проблем

6 тысяч рублей позволяют прожить вполне достойно. Лично я и беднее жил в 90-е. Достали социальные демагоги, реальной бедности не видевшие и не знавшие, неспособные к конструктивным предложениям, но любящие поплакать о бедности населения.

Что изменится от новых книг СГКМ с причитаниями на тему бедности? Самое большее - будут реализованы его идеи о заливании сельского хозяйства соляркой и удобрениями, плюс ежегодное спускание десятков миллиардов долларов на ремонты в ЖКХ и субсидирование тарифов. Это приведёт уже не к выдуманному, а к реальному массовому обнищанию населения.
burckina_faso From: burckina_faso Date: Октябрь, 19, 2011 10:00 (UTC) (Ссылка)

Re: Нет проблем

Так вы нищеброд, коли способны жить на такую подачку.)))
From: sitnikovk Date: Октябрь, 24, 2011 12:14 (UTC) (Ссылка)

Re: Нет проблем

"ежегодное спускание десятков миллиардов долларов на ремонты в ЖКХ "
К сожаоению, это только вам подобные могут "спускать" миллиарды долларов. Нормальные люди их пускают на ремонт.

"Что изменится от новых книг СГКМ с причитаниями на тему бедности?"
Вам не нравятся "причитания"? Тогда что вы тут делаете? Жизнь не удалась и излить желч не на кого? Так это к психологу (или психиатору), а не сюда.
alexandre_putt From: alexandre_putt Date: Октябрь, 19, 2011 09:48 (UTC) (Ссылка)
Официально и реально - почти синонимы, если речь не идёт о приписках и подтасовках.

Социальные индикаторы не измеряют некие социальные субстанции, существующие сами по себе. Социальные индикаторы - это инструмент познания (и политики). Поэтому Ваша фраза о реальном показателе бессмысленна.
burckina_faso From: burckina_faso Date: Октябрь, 19, 2011 09:50 (UTC) (Ссылка)
Реально - это реальный минимум, а не официальные 6 тыс.
alexandre_putt From: alexandre_putt Date: Октябрь, 19, 2011 09:59 (UTC) (Ссылка)
А Вы знаете, как, на основе чего, для чего он считается?

Откуда эта убеждённость, что показатели существуют сами по себе, без инструментария и всякой цели?
burckina_faso From: burckina_faso Date: Октябрь, 19, 2011 10:01 (UTC) (Ссылка)
показатели существуют сами по себе, без инструментария и всякой цели?
----------------------------
Вопрос бедности для России вопрос политический, а потому инструментарий ее измерения подгоняли и будут подгонять под политику.
alexandre_putt From: alexandre_putt Date: Октябрь, 19, 2011 10:08 (UTC) (Ссылка)
Это не соответствует действительности даже приблизительно.
burckina_faso From: burckina_faso Date: Октябрь, 19, 2011 10:29 (UTC) (Ссылка)
Сказки своим детям будете рассказывать.)))
alexminer From: alexminer Date: Октябрь, 19, 2011 10:00 (UTC) (Ссылка)

МРОТ является гарантией, направленной на распростране

Минздравсоцразвития России,25 августа 2011 г., письменно отвечая на предложение государственного регулирования заработной платы, открыто заявило, что:
- «МРОТ является, по сути, социальной гарантией, направленной на предотвращение нищеты, и не может рассматриваться как механизм, обеспечивающий установление прямой зависимости оплаты труда от условий труда, его количества и качества».
- «Установление МРОТ для отдельной категории работников путем принятия соответствующего Постановления Правительства Российской Федерации Минздравсоцразвития России считает нецелесообразным, поскольку, таким образом, нарушается конституционный принцип единства государственных гарантий без какой бы ни было дискриминации».
При этом, государство, в сфере регулирования заработной платы ограничилось установлением государственных гарантий по заработной плате лишь в форме величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ) и осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы.
При этом месячная заработная плата работника не может быть ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ), а под заработной платой понимается вознаграждение за труд с учетом компенсационных и стимулирующих выплат (ст. 129 ТК РФ).
Таким образом, в России законодательно устанавливаемая величина МРОТ, выполняет не только функцию воспроизводства трудового потенциала, но и стимулирующую, а также компенсационную функции.
Вместе с тем, по своей сути, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен обеспечить сумму жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы при самом простом труде в нормальных условиях производства. МРОТ, как социальная норма устанавливаемая законом, должен обеспечивать только воспроизводственную функцию заработной платы, так как сегодня государство формирует социальную политику, через нормативно-правовые акты, ориентируясь на прожиточный минимум трудоспособного человека.
Полагаю, что ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ЗАДАЧЕЙ нужно ЗАСТАВИТЬ государство создать эффективные правовые механизмы, способствующие нормализации условий и оплаты труда.
В качестве одного из принципиальных направлений является повышение размера оплаты труда до уровня, действительно соответствующего реальному прожиточному минимуму или восстановительному потребительскому бюджету.
Государству необходимо вернуть собственника необходимо в границы общественно эффективного правового пространства. Да и самому государству жизненно необходимо повернуться лицом к простым гражданам - а то крах неизбежен....
15 комментариев or Оставить комментарий