sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Железные дороги

В междугородном (и особенно пригородном) сообщении самым массовым остается железнодорожный транспорт. Его пассажирооборот равномерно возрастал в послевоенное время вплоть до 1990 года (рис. 2-124).
Рис. 2-124. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в СССР и СНГ, млрд. пасс-км



Россия в СНГ резко выделяется по масштабам и роли железных дорог в ее жизнеустройстве. Поэтому приводим данные о пассажирообороте в РСФСР и РФ (рис. 2-125). Из них видно, что пассажирооборот железнодорожного транспорта в России сократился в результате реформы с 1990 по 1998 г. ровно в два раза. При этом, хотя плата за проезд в поездах дальнего следования сильно выросла, в 2008 г. она компенсировала лишь 81% стоимости поездки (в 2000 г. эта доля составляла 55%) .
Рис. 2-125. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в РСФСР и РФ, млрд. пасс-км



Железные дороги перевозят 89% своих пассажиров в пригородном сообщении. От него в большой мере зависит обеспечение больших городов трудовыми ресурсами. В междугородном сообщении среднее расстояние перевозки 1 пассажира в 1988 г. было равно 668 км, а в пригородном 32 км. Пригородное сообщение сократилось еще сильнее, чем междугороднее. Данные по России приведены на рис. 2-126.
Рис. 2-126. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения в РСФСР и РФ, млн. человек



Поскольку пригородное железнодорожное сообщение жизненно важно для города, государство до сих пор его субсидирует. В РФ в 2000 г. плата за проезд компенсировала только 21% расходов по содержанию и эксплуатации пригородных поездов, подняв этот уровень только до 43% в 2009 г. В полностью рыночных условиях эта система существовать не может.
Статистика СНГ публикует данные о перевозках, т.е. числе отправленных на поездах пассажирах. Этот показатель достаточно хорошо характеризует работу транспорта в конкретной республике. Из рис. 2-127 видно, что в ходе реформы резко сократились перевозки пассажиров, подвижность населения сильно снизилась, а существенная его часть оказалась отделена от общественного транспорта экономическими и другими барьерами. Это – фундаментальное изменение в образе жизни народов.
Рис. 2-127. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в СССР и СНГ, млрд. пассажиров



В некоторых республиках кризис железных дорог оказался глубже и долговременнее, чем в других. Так, сходные по объему пассажирских перевозок в 1980 году республики (Грузия занимала среди них первое место), очень по-разному прошли и 90-е, и последующие годы (см. рис. 2-128).
Рис. 2-128. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в Грузии, Казахстане и Узбекистане, млн. пассажиров


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments